9 21, 2013 - Категория: Новости    Комментарии

Обвинение авиаперевозчиков в сговоре

Всем привет! Что-то давненько я не радовал вас интересными новостями из города, в котором уже который год живу и работаю. Одной из последних интересных новостей стало то, что авиакомпании обвинили в сговоре.

В общем, петрушка какая — целых три авиакомпании — Сибирь, Аэрофлот и Ютэйр тупо взяли и договорились держать высокие тарифы на перелеты из Перми в Москву (ну и обратно тоже). Не верите? Смотрите скрины цен на авиабилеты:

цена на авиабилеты пермь-москва

Дальше процитирую кусок самой новости

«Нарушение закона о защите конкуренции выразилось в согласованных действиях этих компаний по установлению монопольно высоких тарифов на авиаперевозку пассажиров и багажа прямыми регулярными маршрутами из Перми в Москву», — пояснили в надзорном ведомстве, внимание которого привлекли многочисленные заявления граждан. Пассажиры возмутились, что перелёты из Москвы в Пермь и обратно стоят дороже, чем полёты в другие города, расположенные на таком же расстоянии друг от друга. В итоге, оказалось, что слетать из Москвы в Уфу или Краснодар стоит дешевле, чем в Пермь, хотя там расстояние больше. При этом специалисты ФАС обнаружили, что себестоимость перевозок из Москвы в Пермь зачастую оказывается ниже, а загрузка рейсов — выше, чем до других равноудаленных городов.

стоимость перелетов из разных городов

Расшифрую: СЕК - это суровый Челябинск, РЕЕ - Пермь, а SVX - Екатеринбург, а не некий формат аудио-видео файла.

Насчет загрузки из других городов не скажу, а вот пермско-московские рейсы стабильно забиты практически под завязку, знаю на собственном опыте. Прикинем для простоты счета: 10 рейсов в день по 200 пассажиров в каждом это 2000 людей в одну сторону. Умножим на минимальную цену, найденную в авиасэйлз и получим оооочень много денег, аж 20 000 000. Ага, 20 лямов в сутки, стоит задуматься.

"Причиной подобного поведения является неразвитая конкуренция. Дело в том, что ОАО «Авиакомпания «Сибирь», ОАО «Аэрофлот — Российские авиалинии» и ОАО «Авиакомпания „ЮТэйр“ занимают доминирующее положение на рынке услуг по регулярной перевозке тарифов и багажа воздушным транспортом на авиационной линии „Пермь-Москва“ („Москва-Пермь“). Их совокупная рыночная доля составляет 90%, и они могут оказать решающее влияние на ситуацию на этом рынке», — заявила замруководителя пермского УФАС Марина Кудрявцева.

А теперь информация для тех, кто хоть немного дружит с экономикой и началом анализа. Как правильно устанавливается цена продукта — исходя из себестоимости или «поставлю как у конкурента, он же уже все посчитал»? Какие бы холивары не развились на эту тему, читайте заявление авиакомпаний:

"Также выяснилось, что названные компании, устанавливая величину пассажирского тарифа на направлении "Москва-Пермь" ориентировались, в первую очередь, на цену, установленную конкурентом, а не на собственные фактические затраты. В результате этого в 2012 г. эти перевозчики пересматривали свои тарифы практически одновременно друг с другом", - сообщили в УФАС.


В общем, хоть карта постоянного пассажира у меня есть как раз от ютэйра, летать я буду все равно Трансаэро, они хотя бы публично извиниться в твиттере не боятся. И в принципе, наверное правильно — накосячить человеческий фактор может всегда, а признаться в этом может далеко не каждый.

Отмечу, что это не первый случай, когда три названных авиакомпании попадались на ценовом сговоре. В августе этого года аналогичное обвинение им выдвинули в иркутском УФАС. Эксперты заявили, что при разных затратах, разной маршрутной сети на направлении из Иркутска в Москву и обратно все они предлагали практически одинаковые максимальные тарифы на билеты. Другие маршруты этих же перевозчиков значительно отличались по ценам. В апреле 2012 года «Аэрофлот» и «ЮТэйр» попались на картельном сговоре по ценам на билета Москва — Ростов-на-Дону.

Ну и краткий итог всей этой беды:

Авиакомпаниям предписано устанавливать такие цены на билеты, которые не превышали бы стоимость перелета на сопоставимых маршрутах в условиях конкуренции. А это значит, что билетики из Перми в Москву могут стать примерно на 15-20% дешевле, если авиакомпании признают правоту УФАС. Однако в УФАС уверены, что авиакомпании не согласятся с этим решением и будут обжаловать его через суд. Еще бы, ведь есть еще другие перевозчики, наличие доп.услуг на борту и прочие отговорки-мотиваторы, поэтому нельзя так просто взять и сделать билеты дешевле. В любом случае, готовьтесь к лучшему!


Есть что сказать? Добавьте комментарий!